Мельникова Елена Сергеевна

Инструктор по физической культуре ГБДОУ детский сад № 1 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Использование нетрадиционных подходов для активизации двигательной деятельности воспитанников на физкультурных занятиях.

В последние несколько лет во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

Дошкольный возраст является решающим в формировании основы физического и психического здоровья детей. До семи лет ребенок проходит огромный путь развития, который больше не повторяется на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие всех органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей «фундамент» знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

На сегодняшний день актуальность проблемы применения альтернативных физкультурных занятий нетрадиционной направленности приобретает особую остроту. Это подтверждается тенденцией ухудшения состояния здоровья, снижением уровня двигательной активности детей дошкольного возраста. Возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить у дошкольников устойчивый интерес, потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценность мотивации к здоровому образу жизни.

Вместе с тем развития дошкольного образования на основе альтернативной организации учебно-воспитательного процесса отстает от потребностей социума и образовательной системы в целом. Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей. Развитие детей тесно связано со здоровьем: только здоровый ребенок может правильно, полноценно развиваться.

Многие педагоги творчески подходят к организации физкультурных занятий, придумывают интересные формы их проведения, содержание, методы и приемы, этим самым они обеспечивают формирование прочного, устойчивого интереса к физкультуре у воспитанников, потребность заниматься ею. Но в то же время не во всех ДОУ полноценно решаются эти задачи: формально подходят к проведению физкультурных занятий, используются в основном занятия традиционной формы. Поэтому физкультурные занятия проходят сухо, однообразно и как следствие этого – отсутствует интерес, желание заниматься физкультурой и слабое физическое развитие и здоровье. Отсюда возникает потребность внесение изменения проведения занятий по физической культуре на нетрадиционные.

Обоснование и внедрение в практику целесообразных методов и приёмов формирования движений и развитие физических качеств у воспитанников – ближайшая задача физического воспитания. Необходимо развивать физическую культуру дошкольника, предусматривая в первую очередь, формирования отношения к двигательно-активной деятельности, интереса и потребности в физическом самосовершенствовании, получения удовольствия от игр, упражнений, от занятий.

Все это и побудило нас обратиться к проблеме использования альтернативных физкультурных занятий, т.е. сделать правильный выбор между типовыми занятиями и занятиями в нетрадиционной интересной форме. Мы полагаем, что проблема проведения физкультурных занятий в нетрадиционной форме должна заслуживать большого внимания. Поэтому продолжающиеся исследования, направленные на преобразование дошкольной физической культуры, связаны, прежде всего, с повышением творческой инициативы педагога, расширением состава используемых средств и методов, обеспечением вариативности и нетрадиционности содержания занятий, учитывающих задачи и условия их проведения, особенности контингента занимающихся, поиском нестандартных организационно-методических приемов, использованием физкультурных занятий игровой направленности.

В настоящее время в практике работы дошкольных образовательных учреждений используют следующие нетрадиционные методы.

Детская аэробика – это один из оздоровительных видов гимнастики. Слово «аэробика» произошло от греческих корней «aer» - воздух + «bios» - жизнь. «Аэробный» буквально переводится как «живущий на воздухе» или «использующий кислород». Следовательно, аэробика – комплекс упражнений, в которых дыхательные упражнения сочетаются с движениями тела. Данный вид физических упражнений в большей степени направлен на поддержание хорошего самочувствия, жизненного тонуса.

Виды детской аэробики:

1. «Зверобика» - аэробика подражательного характера, веселая и интересная маленьким детям; развивает воображение и фантазию.

2. «Лого-аэробика» - физические упражнения с одновременным произношением звуков и четверостиший; развивает координацию движений, речь ребенка.

3. «Игровой стретчинг» - это комплекс упражнений, способствующих повышению эластичности различных групп мышц. Для воспитанников занятия игровым стретчингом могут стать эффективной формой совершенствования двигательных навыков, развить чувство ритма, выровнять осанку, снять закомплексованность. Эти занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, в которую входят 8-9 упражнений на различные группы мышц. Дети изображают разных животных и выполняют упражнения в музыкальном сопровождении.

«Ритмическая гимнастика» – это комплекс танцевального характера, я. Упражнения ритмической гимнастики по своей двигательной структуре просты и доступны для детей. В нее входят: общеразвивающие упражнения, бег, прыжки, элементы танца, но выполненные более разнообразно и эмоционально.

«Игроритмика» – это упражнения согласованные с музыкой, музыкальные игры, которые являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей.

«Игрогимнастика» – это система строевых, общеразвивающих, акробатических упражнений, а также на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

«Игротанцы» – это танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и такие танцевальные формы, как историко-бытовой, народный, бальный, современный и ритмический танцы объединенные игрой.

Игровой самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, воспитанники получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка о сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Музыкально-подвижные игры содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.

Игры-путешествия включают все виды подвижной деятельности. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать, тем кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть, что пожелаешь.

«Креативная гимнастика» – это нестандартные упражнения, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этим упражнениям создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей воспитанников, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности.

Кинезиологическая гимнастика. Существует так называемая «гимнастика мозга», упражнения которой активизирует полноценную работу левого и правого полушария. Данная гимнастика способствует лучшему восприятию информации. Программа «Гимнастика мозга» была разработана в 1970-х гг. американским ученым Полом Денисом в Центре группового обучения для неуспевающих «Долина» в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым в преодолении трудностей обучения.

Хатха-йога – одна из составных частей йоги. Упражнения Хатха-йоги естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определенные положения людей, предметы. Многие позы названы их именами. Знакомые образы кошки, льва, рыбы, аиста, дерева и т.д. помогают ребенку лучше представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение.

Таким образом, использование нетрадиционных методов в работе помогает заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка.


Список литературы

1. Алямовская В.Г. Программа «Как воспитать здорового ребенка».

2. Глазырина Л.Д. Физкультура дошкольникам старшего возраста. М., 2000.

3. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в образовательном учреждении. Москва – Скрипторий 2006 г.

4. Голомидова С.Е. Физкультура, нестандартные занятия. Волгоград издательско-торговый дом «Корифей» 2005 г.

5. Ерастова А.П. Роль активного отдыха в повышении работоспособности детей на занятиях в детском саду // Роль физического воспитания в подготовке детей к школе. – М.: ФиС, 1980. – С. 47 – 54, дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.

6. Коршолова Л.В. Влияние ежедневных физкультурных занятий с детьми 5–7 лет. Часть 1. М., 1971.

7. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Избр. пед. соч. т. 2, М., 1952.

8. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М., Просвещение, 1986. – 304 с.

9. Пензулаева. Физкультурные занятия с детьми 5–6 лет. М., 1988.

10.  Рунова М.А. Дошкольное учреждение: оптимизация режима двигательной активности // Дошкольное воспитание. – 1998. – №6. – С. 81–86.

11.  Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001.