Мельникова Елена Сергеевна

Инструктор по физической культуре ГБДОУ детский сад № 1 Пушкинского района Санкт-Петербурга

СЕМЕЙНЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТРАДИЦИИ, КАК ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ.

Одним из основных принципов дошкольного образования, который заложен в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Это отражается и в федеральной образовательной программе дошкольного образования. Программа построена на позициях гуманно - личностного отношения к ребенку, дает педагогам направление на всестороннее развитие ребенка, формирует духовные и общечеловеческие ценности, а также предполагает тесное взаимодействие с семьями воспитанников, подчеркивая ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений ДОУ с семьями воспитанников.

Качество образовательного процесса в ДОУ в большой степени зависит от взаимодействия участников образовательных отношений. Складываются эти отношения в процессе деятельности, в событиях, одинаково интересных для всех участников. Сотрудничество между педагогами и родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с дошкольниками, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка. Сделать родителей активными участниками – одна из главных задач педагогов.

В каждой семье существуют разные традиции, но решают они одну важную задачу – сплотить и укрепить семью. Семейные традиции объединяют всех членов семьи и делают семью уникальной. Это один из наиболее простых способов, как сделать процесс воспитания детей естественным и непринужденным с самого раннего возраста. Ребенок чувствует себя частью семьи, единого целого, будучи постоянно вовлеченным во «взрослые дела».

В практике работы нашего дошкольного учреждения сложилось немало традиций, направленных на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в ДОУ: детей, педагогов и родителей.

Формируя вариативную часть общеобразовательной программы дошкольного образования, педагогический коллектив нашего учреждения опирается не только на свое понимание, но и учитывает образовательные запросы семей, а также традиции семейного воспитания участников воспитательно-образовательного процесса.

Для выявления интересных семейных традиций здоровьесбережения, в нашем учреждении было проведено онлайн анкетирование, в котором приняли участие 33 человека, что составило 52% от числа родителей старшей и подготовительной группы.

В процессе обработки анкет были получены следующие результаты.

56,3 % респондентов отметили, что в их семьях сложились традиции, связанные с физкультурой и здоровым образом жизни, 43,7% респондентов не имеют таких традиций.

В числе семейных традиций были отмечены следующие:

• Правильное питание, гуляем много на улице, ролики и самокаты.

• Спорт и питание.

• Часто гуляем в парке, катаемся на велосипеде.

• Занятия спортом одновременно всей семьей.

• Прогулки на свежем воздухе на спортивных площадках, продолжительные прогулки по паркам, закаливание и т.д.

• Велопрогулки, туризм с палатками, прогулки по парку.

• Длительные прогулки.

• Прогулки.

• Прогулки, регулярный спорт, правильное питание, режим дня.

• Катание на лыжах, ватрушках, прогулки в парках по выходным.

• Коньки, прогулки, санки, снеговики.

• Велопрогулки, походы с палатками.

• Прогулки по парку.

• Зарядка, велосипед, прогулки по лесу, лыжи.

• Велосипед, ролики, прогулки в парках.

Респонденты отметили также свое участие в традиционных событиях ДОУ, посвященных физкультуре и здоровому образу жизни:

• Акция «День без автомобиля» - 29,7%,

• Спортивный праздник к Дню защитника Отечества – 16,2%,

• Квест «По тропинкам Екатерининского парка» - 16,2%,

• День здоровья - 14,9%,

• Зимняя олимпиада – 10,8%,

• иное 12,2%.

Необходимо отметить, что в некоторых мероприятиях количество участников было ограничено, поэтому не все желающие могли принять в них участие. Тем не менее, родители охотно откликаются на предложения детского сада.

По итогам анкетирования можно сделать следующие выводы: прогулки, туризм, как вид семейного активного отдыха, пользуются популярностью. В Пушкинском районе Санкт-Петербурга расположено много парков – Павловский и Екатерининский, Баболовский, Нижний, Буферный. Все их можно активно использовать в организации здоровьесберегающей работы с семьями.

Создавая и реализуя традиции здорового образа жизни, мы проводим Недели здоровья, Спортивные праздники, Зимнюю олимпиаду, походы на Колонистский пруд. Для формирования навыков туризма у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ был разработан комплекс занятий «Пушкинские дошколята – туристы», который включил в себя не только занятия по физической культуре, а также в природных условиях позволил обучать детей простейшим туристическим умениям, таким как сбор рюкзака, установка палатки. В походах мы знакомили детей с правилами, традициями туристов, основами досуга в туризме.

 Каждый год в феврале, уже на протяжении более трех лет, педагоги нашего учреждения организуют семейный квест «По тропинкам Екатерининского парка» для воспитанников и родителей нашего ДОУ, а также других ДОУ Пушкинского района [5].

В ходе данного мероприятия решаются следующие задачи:

-обогащать отношения детей и родителей опытом совместной творческой деятельности;

-организовывать совместный досуг родителей и детей, посвященный здоровому образу жизни;

-обогащать знания детей о своей малой Родине, достопримечательностях района.

В проекте приняли участие шесть дошкольных учреждений Пушкинского района — ГБДОУ №№ 1, 3, 12, 15, 16, 33. От каждого учреждения участвовала одна семья в любом составе. Отметим активное участие пап - при этом их участие было очень качественным, осознанным: папы терпеливо учили детей читать маршрут на карте, помогали детям выполнять задания, разыскивали перепутавшиеся конверты.

Мы организовали такое событие, которое было одинаково интересно как для взрослых, так и для детей. Это было не просто развлекательное мероприятие, но содержательный досуг, который обогатил жизненный опыт дошкольников, раскрыл новые грани родительства, дал пищу для размышлений и профессиональной рефлексии педагогов.

Задания квеста имеют не соревновательный характер, а выстроены как путешествие от станции к станции, каждая семейная команда двигается в своем темпе, никто никого не торопит. Кроме того, для детей обеспечена поддержка в лице родителей, что создает ситуацию успеха.

 Организацию квеста мы начали с поиска единомышленников. У каждого из учреждений и отдельных педагогов есть свои сильные стороны, свой «конёк». Каждый из участников обогатил квест своим содержанием. Станции были организованы по деятельностному принципу: спортивная, экологическая, петербурговедение, познание. Коллеги продумали задания для детей и родителей, чтобы семьи не остались просто наблюдателями, а активно участвовали. Педагоги-участники подготовили необходимые атрибуты, украшения, обозначения и таблички. На каждой станции было несколько педагогов, это важно, поскольку семьи подходили одна за другой и их надо было встречать, объяснять задания, организовывать.

Само название семейного квеста – «По тропинкам Екатерининского парка» – задало тематику краеведения. Имея в непосредственной близости такое замечательное место, хотелось в полной мере использовать его потенциал. Конечно, важной частью была станция Спортивная. Кроме полосы препятствий для детей, и кроссворда для взрослых, она включала игру на взаимодействие - «Минное поле». Суть игры в парном взаимодействии: взрослому завязывают глаза, и ребенок направляет его движение подсказывая, как обойти конусы, чтобы не задеть ни одного. Дети-участники были разного возраста, поэтому для младших участников задание было более простое — провести взрослого за руку между «минами». Для старших детей задание было усложнено — не держать взрослого, а подавать словесные команды «один шаг налево», «два шага прямо»… При этом возникали и неоднозначные ситуации. Например, один из детей отвел папу за границы «минного поля» и хотел провести его по краю. Отнестись к этой ситуации можно по-разному. С одной стороны — ребенок проявил находчивость, с другой стороны- нарушил условие; правило, озвученное взрослым в начале: «провести папу между конусами». Смысл ситуации для педагога в том, чтобы научить ребенка проявлять находчивость, оставаясь в рамках заданной ситуации, чтобы находчивость не превратилась в жульничество. Ведь это разные нравственные понятия, и задача успешной социализации ребенка состоит в том, чтобы научить различать тонкие нюансы нравственных ситуаций, чувствовать, что допустимо, а что нет.

Стоит отметить, что все участники остались довольны: родители благодарили за интересно проведенное время, некоторые семьи остались гулять в парке, продлевая совместный семейный досуг. Один из детей на начало квеста чувствовал себя неуютно в окружении чужих взрослых и детей. Мы намеренно объединили семьи, которые не знают друг друга. Ведь и мы, взрослые, учимся взаимодействовать, быть более открытыми, приветливыми, знакомиться и находить общие интересы. К концу квеста все дети чувствовали себя свободно и уверенно, на наш взгляд, это и есть опыт позитивного взаимодействия, обогащающий дошколят.

По итогам квеста для педагогов была предложена рефлексия. Вот пример одного из ответов. Что в квесте было удачно? «Квест был хорош во всех отношениях, станции были проработаны во всех направлениях. Игроки, познакомившись с историей Екатерининского парка, узнали главную суть квеста. Разработанный квест способствовал интеллектуальному и физическому развитию, можно сказать, что это разминка для ума и тела. А самое главное — это прекрасное проведение выходного дня вместе с семьей, чего не хватает нашему современному обществу. Мне очень понравилось создавать сценарии квестов, организовывать и проводить их с ребятами. Так что не стесняйтесь, уважаемые педагоги собирайте свою неповторимую команду игроков и вперёд – выходить и играть. Что необходимо изменить и сделать по –другому? Для меня прошло достаточно все хорошо. Менять только нужно темы и места проведение квестов. И еще добавить побольше станций, и включить в работу побольше детских садов.»

 Работа в данном направлении приблизила нас к решению важной государственной задачи по созданию условий, необходимых для поддержки, сохранения и развития традиционных ценностей и, в частности, традиций семьи, делающими семьи крепче, ведь семья – это самое важное в жизни человека. Родители с удовольствием принимают участие в различных спортивных развлечениях, туристических походах. В системе физкультурно-оздоровительной работы детский туризм и квест зарекомендовал себя как эффективная форма активного отдыха, которая позволяет при минимальных затратах времени, увеличить резервы здоровья, восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области физической культуры, туризма, знание о родном городе. С уверенностью можно сказать, что планомерная и целенаправленная работа педагогов совместно с родителями в данном направлении имеет положительные результаты.

В перспективе мы планируем использовать интерес родителей к здоровому питанию. Опираясь на результаты опроса, можно ожидать, что тема найдет отклик среди родителей. Таким образом, образовательная программа учреждения будет учитывать актуальную тему и получит поддержку семей.


 Список литературы:

1. Бочарова Н. И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста [Текст]: пособие для родителей и воспитателей / Н. И. Бочарова – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Аркти, 2003. – 94 с.

2. Бочарова Н. И. Туристские прогулки в детском саду [Текст]: пособие для практ. работников дошк. образоват. учреждений / Н. И. Бочарова – Москва: Аркти, 2004. – 115 с.

3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.

4. Колесникова В. Роль семейных традиций в воспитании детей. https://docs.google.com/viewerng/viewer?url=pedportal.net/attachments/000/793/335/793335.doc?1427819394&a=v (дата обращения 24.02.2020). – Текст: электронный.

5. Мухина А.И. «Семейный квест «По тропинкам Екатерининского парка» Электронная газета «Пеликан», Март 2021. https://pelikan.imc-pr.spb.ru/?page_id=1602 (дата обращения 24.04.2021). – Текст: электронный.

6. Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников "Без корня и полынь не растёт": сайт https://nsportal.ru(дата обращения 24. 02. 2020). – Текст: электронный.